Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Может осуществляться как в индивидуальной («наставник - наставляемый»), так и в групповой («наставник - группа наставляемых») форме.
Зачем нужно? Наставничество в школе играет ключевую роль в профессиональном развитии молодых учителей. Оно не только помогает новичкам адаптироваться к школьной среде, но и способствует обмену опытом и знаниями.
Кто организует? Наставники – педагоги со стажем, которые делятся своими наработками, помогая начинающим коллегам избегать типичные ошибки. Они становятся поддержкой в сложных ситуациях и наставляют на путь постоянного самосовершенствования.
Педагоги-наставники относятся к особой категории работников в структуре образования. Их задачи заключаются в обучении и дальнейшем сопровождении подопечного. Наставничество в школе подразумевает координацию и контроль выполняемых действий, обмен опытом с лидерами, совместную деятельность по развитию конкретного проекта.
Педагог-наставник – это так называемый «универсальный солдат», цель которого состоит в профессиональном обучении и воспитании своего подопечного в определенном направлении: дисциплинарном, научном, проектном и иных. Наставничество в школе предполагает взаимосвязь, в которой участвуют начинающий педагог и опытный учитель, который координирует его действия, способствует дополнительному развитию сопутствующих навыков и черт личности.
К основным функциям и обязанностям педагога-наставника можно отнести следующие:
- Общеразвивающая, которая предполагает углубленное преподавание знаний учащимся и подопечному лицу по конкретной тематике или предмету в целом.
- Консультационная, необходимая для оказания содействия и необходимой координации действий начинающего учителя при реализации учебного плана.
- Контролирующая, из которой следует регулирование деятельности подопечного лица, анализ и рекомендации по улучшению программы для подготовки качественного проекта.
- Коммуникационная, достигается при установлении доверительных отношений между наставником и подопечным, которые способствуют повышению эффективности проекта или темы.
- Методологическая и методическая, которая заключается в помощи при выборе методов для реализации намеченной цели, подборе информации и иных учебных инструментов.
- Психологическая поддержка подопечных, включающая в себя создание здорового психологического климата в коллективе, установление контакта с подопечными, грамотную мотивацию.
Педагог-наставник – это специалист, который, кроме классического обучения, выступает посредником в практической и научной деятельности. Опытный наставник личным примером показывает возможности для профессионального продвижения, помогает выстроить индивидуальный путь роста в профессии или в научной сфере.